Уличные артисты из России, Германии и Болгарии рассказывают про свою профессию, пермскую публику и детские воспоминания.
Фото: Павел Герасимов
Алексей Чижик, Санкт-Петербург
Единственный вибрафонист в России, играющий сразу пятью палочками.
Заниматься музыкой его «заставили» родители. Сейчас Алексей — сам отец двоих детей. Он благодарен родителям и считает, что задача родителей — направлять и заставлять. По словам музыканта, главное отличие его жизни от жизни человека в офисе — незапланированность.
— Мой день уличного музыканта ненормированный. Просыпаюсь, в 7 утра веду ребенка в детский сад, потом начинаю сочинять музыку, заниматься, бывают репетиции. Некий хаос в жизни, конечно, присутствует. Ты сам планируешь свой график. Завтра ты весь день занят, а сегодня ты свободен.
По словам Алексея, ему нравятся искренние артисты, которые своим искусством что-то говорят и показывают своим зрителям.
— Наша работа — это работа с душами людей. Порой думаешь, что сейчас сыграешь 15 минут и отдохнешь, но потом видишь публику и остановиться не можешь.
Пермскую публику уличный музыкант обожает, как и сам город.
— Я не первый раз в Перми, и Пермский край мой самый любимый. Все мы помним фестиваль «Белые ночи в Перми», я в нём участвовал. Я люблю Пермь и рад здесь находиться. На мой взгляд, тут самая радужная публика.
Пламен Иванов, София, Болгария
Директор Театр огня и теней FIRETER Пламен живёт уличным театром уже 20 лет. А сам театр появился в феврале 2009 года, благодаря группе энтузиастов, которая долгое время занималась жонглированием и различными видами акробатики.
— 20 лет назад в Болгарии мы впервые увидели гастролирующий уличный театр Сан-Франциско. Они передвигались на ходулях и жонглировали инструментами. Эти люди пришли и ушли, а мы влюбились в это с первого взгляда.
Жизнь артистов связана с ходулями, балансом, огнём и чашкой кофе по утрам.
— Мы двигаемся всегда. Тренировки и репетиции у нас больше в зимний период, летом — шоу по городам и странам. Просыпаемся мы по-разному. Если наше шоу было до 4 утра, мы не проснемся в 10 утра, мы проснемся в 12-13 (хихикает), выпьем чашечку кофе, и только после этого наш день начинается.
У уличных артистов нет собственного здания под названием «театр», они репетируют и выступают в разных местах на улицах города, где есть люди.
— Мы больше всего предпочитаем выступать и тренироваться на улице, когда у нас есть публика. Для наших спектаклей важна публика, без неё репетиции не происходят. В наших спектаклях мы используем зрителей и каждый город по-разному. Кстати, в Перми мы уже второй раз.
— Надо всегда смотреть на новые элементы. Каждый раз думать: «А что ты можешь использовать в своём спектакле?»
Фреди Кюне, Мюнхен, Германия
Канатоходец Фреди Кюне из Германии преодолел расстояние от «искусства» до «власти» на высоте 40 м над землёй. Сейчас он один из мировых хедлайнеров, а в начале своего пути он смеялся над любителями ходить по стропе.
— До того, как я начал этим заниматься, как бы смешно ни было, я думал, что такие люди занимаются очень глупыми вещами и тратят своё время напрасно.
После восьми лет занятия слэклайном отношение к этому виду спорта у канатоходца изменилось.
— Сейчас моё мнение, конечно же, поменялось вверх дном. Многие думают, что это очень опасно. Вставать на стропу, когда она шатается — трудно, но всё меняется, когда ты пробуешь. Ты встаешь и понимаешь, что у тебя получается и нужно лишь дойти до определенной точки. Это всё очень непросто.
В воздухе спортсмен находится не только во время своих выступлений — он много путешествует и почти не проводит время дома.
— У меня очень мало обычных дней. Я занимаюсь множеством проектов, планирую будущие события, общаюсь с единомышленниками и с теми, с кем взаимодействую на дальнейших проектах.
Но даже дома Фреди не позволяет себе разлагаться на диване и обновлять социальные сети по несколько раз за день.
— Если я дома, то утром у меня обязательно 2 часа йоги до завтрака, затем в течение дня продолжаю заниматься йогой, слэклайном или другими активностями.
Несмотря на то, что Фреди больше спортсмен, чем уличный артист, в свои проходы он также вкладывает смысл и доносит до людей определённые ценности и вещи.
— Я бы хотел, чтобы люди были вдохновлены тем, что я делаю. Чтобы они взяли моё чувство бесстрашия и перенесли его на свою жизненную, бытовую сферу. Где-то ослабили свой страх и достигли высот.
Георгий Нефедов, Санкт-Петербург
В детстве, до того, как стать музыкантом-балалаечником, Георгий брал гитару, включал кассету «Звезда по имени солнце» группы «Кино» вставал напротив зеркала и делал вид, как будто это он исполняет песню.
— Это был мой первый музыкантский опыт. Я не знал нот, никогда не играл. Я просто ощущал себя в такие моменты музыкантом.
Принято считать, что у музыкантов необычный график дня, но Георгий с этим не согласен. По словам музыканта, любой репетиции наступает конец, а отсутствие работы в каком-либо государственном органе и коллективе, позволяет формировать график жизни самостоятельно. Балалаечник существует в режиме фриланса, что позволяет ему проводить собственные ритуалы успешного дня.
— Залогом хорошего дня для меня является плодотворное занятие на инструменте. Если я с утра хорошо размялся, поиграл упражнения, поработал над музыкой, которую я планирую исполнять, то всё вокруг приобретает яркие тона. Создаётся ощущение, что день прожит не зря.
После ночного перелета, нескольких часов сна в самолете, зоны турбулентности, утренней регистрации в пермском отеле и раненого завтрака артисты начинают свою работу. На фестивальной площадке артисты находятся с 10 утра до 18 вечера. В течение 7 часов с небольшими перерывами они выходят к публике и исполняют свою музыку.
— Если бы мы играли в пустоту или музыка оставалась безответной – было бы очень тяжело, было бы намного энергозатратнее. Реакция людей, их аплодисменты, слова поддержки и одобрения — вдохновляют и поддерживают в тонусе.
Даже в перерыве, когда музыкант сходит со сцены, к нему подходят люди. Они начинают рассказывать что-то питерскому музыканту, интересуются его жизнью и спрашивают про Питер. Сам же артист во время перерыва наблюдает за коллегами, он называет их «большие мастера» и активно слушает их творчество.
— Наблюдать за игрой профессионалов всегда очень познавательно и поучительно. Мы постоянно учимся у музыкантов. Неважно, какие ты делаешь выводы во время прослушивания, ты всегда находишь моменты, которые повлияют и переосмыслят твои действия.
Александр Лемешев, Санкт-Петербург
Музыкант-виртуоз играет не совсем на обычном и стандартном музыкальном инструменте — «стеклянная арфа» или по-другому «поющие бокалы».
— Я учился играть на классической гитаре, а мой знакомый играл на стеклянной арфе. Он решил сделать ансамбль, рассказал про инструмент. Позже я увлекся этим, начал заниматься, так и пролетело 14-15 лет.
Когда Александр стал заниматься игрой на стеклянной арфе, он никак не оценивал свою деятельность. Ему просто нравилось, и он получал от этого большое удовольствие.
— Сначала нужно по-настоящему чего-то захотеть и чем-то увлечься, а после уже думать, насколько это хорошая профессия, как она будет кормить. Если изначально так задумываться, то надо себя спросить «насколько ты это любишь?»
Во время выступления музыканта окружали не только взрослые, но и маленькие пермяки, которые хотели научиться играть на бокалах. Пока одни изучали азы игры на стеклянной арфы, других уводили мамы со словами «пойдём, дома так поиграешь». По словам Александра, артисты сейчас абсолютно разные. Артисты и музыканты, которые увлечены своим делом — вызывают уважение и восторг.
— Существуют артисты, у которых есть чему поучиться, у них можно позаимствовать какие-то интересные приёмы. Кто-то восхищает. Кто-то, откровенно говоря, вызывает тоску: ты смотришь и понимаешь, что это непрофессионально.
В наш город питерский музыкант приезжает в пятый раз. Сначала он выступал на фестивале «Белые ночи в Перми», а после приезжал в Пермскую филармонию.
— Мне нравится город, фестивали и события, которые проходят. Люди воспринимают всё живо и тепло. Пермяки с интересом, с уважением и любовью относятся к артистам и музыкантам. Это очень подкупает.
Фото: Павел Герасимов

Единственный вибрафонист в России, играющий сразу пятью палочками.
Заниматься музыкой его «заставили» родители. Сейчас Алексей — сам отец двоих детей. Он благодарен родителям и считает, что задача родителей — направлять и заставлять. По словам музыканта, главное отличие его жизни от жизни человека в офисе — незапланированность.
— Мой день уличного музыканта ненормированный. Просыпаюсь, в 7 утра веду ребенка в детский сад, потом начинаю сочинять музыку, заниматься, бывают репетиции. Некий хаос в жизни, конечно, присутствует. Ты сам планируешь свой график. Завтра ты весь день занят, а сегодня ты свободен.
По словам Алексея, ему нравятся искренние артисты, которые своим искусством что-то говорят и показывают своим зрителям.
— Наша работа — это работа с душами людей. Порой думаешь, что сейчас сыграешь 15 минут и отдохнешь, но потом видишь публику и остановиться не можешь.
Пермскую публику уличный музыкант обожает, как и сам город.
— Я не первый раз в Перми, и Пермский край мой самый любимый. Все мы помним фестиваль «Белые ночи в Перми», я в нём участвовал. Я люблю Пермь и рад здесь находиться. На мой взгляд, тут самая радужная публика.

Директор Театр огня и теней FIRETER Пламен живёт уличным театром уже 20 лет. А сам театр появился в феврале 2009 года, благодаря группе энтузиастов, которая долгое время занималась жонглированием и различными видами акробатики.
— 20 лет назад в Болгарии мы впервые увидели гастролирующий уличный театр Сан-Франциско. Они передвигались на ходулях и жонглировали инструментами. Эти люди пришли и ушли, а мы влюбились в это с первого взгляда.
Жизнь артистов связана с ходулями, балансом, огнём и чашкой кофе по утрам.
— Мы двигаемся всегда. Тренировки и репетиции у нас больше в зимний период, летом — шоу по городам и странам. Просыпаемся мы по-разному. Если наше шоу было до 4 утра, мы не проснемся в 10 утра, мы проснемся в 12-13 (хихикает), выпьем чашечку кофе, и только после этого наш день начинается.
У уличных артистов нет собственного здания под названием «театр», они репетируют и выступают в разных местах на улицах города, где есть люди.
— Мы больше всего предпочитаем выступать и тренироваться на улице, когда у нас есть публика. Для наших спектаклей важна публика, без неё репетиции не происходят. В наших спектаклях мы используем зрителей и каждый город по-разному. Кстати, в Перми мы уже второй раз.
— Надо всегда смотреть на новые элементы. Каждый раз думать: «А что ты можешь использовать в своём спектакле?»
Канатоходец Фреди Кюне из Германии преодолел расстояние от «искусства» до «власти» на высоте 40 м над землёй. Сейчас он один из мировых хедлайнеров, а в начале своего пути он смеялся над любителями ходить по стропе.
— До того, как я начал этим заниматься, как бы смешно ни было, я думал, что такие люди занимаются очень глупыми вещами и тратят своё время напрасно.
После восьми лет занятия слэклайном отношение к этому виду спорта у канатоходца изменилось.
— Сейчас моё мнение, конечно же, поменялось вверх дном. Многие думают, что это очень опасно. Вставать на стропу, когда она шатается — трудно, но всё меняется, когда ты пробуешь. Ты встаешь и понимаешь, что у тебя получается и нужно лишь дойти до определенной точки. Это всё очень непросто.
В воздухе спортсмен находится не только во время своих выступлений — он много путешествует и почти не проводит время дома.
— У меня очень мало обычных дней. Я занимаюсь множеством проектов, планирую будущие события, общаюсь с единомышленниками и с теми, с кем взаимодействую на дальнейших проектах.
Но даже дома Фреди не позволяет себе разлагаться на диване и обновлять социальные сети по несколько раз за день.
— Если я дома, то утром у меня обязательно 2 часа йоги до завтрака, затем в течение дня продолжаю заниматься йогой, слэклайном или другими активностями.
Несмотря на то, что Фреди больше спортсмен, чем уличный артист, в свои проходы он также вкладывает смысл и доносит до людей определённые ценности и вещи.
— Я бы хотел, чтобы люди были вдохновлены тем, что я делаю. Чтобы они взяли моё чувство бесстрашия и перенесли его на свою жизненную, бытовую сферу. Где-то ослабили свой страх и достигли высот.
В детстве, до того, как стать музыкантом-балалаечником, Георгий брал гитару, включал кассету «Звезда по имени солнце» группы «Кино» вставал напротив зеркала и делал вид, как будто это он исполняет песню.
— Это был мой первый музыкантский опыт. Я не знал нот, никогда не играл. Я просто ощущал себя в такие моменты музыкантом.
Принято считать, что у музыкантов необычный график дня, но Георгий с этим не согласен. По словам музыканта, любой репетиции наступает конец, а отсутствие работы в каком-либо государственном органе и коллективе, позволяет формировать график жизни самостоятельно. Балалаечник существует в режиме фриланса, что позволяет ему проводить собственные ритуалы успешного дня.
— Залогом хорошего дня для меня является плодотворное занятие на инструменте. Если я с утра хорошо размялся, поиграл упражнения, поработал над музыкой, которую я планирую исполнять, то всё вокруг приобретает яркие тона. Создаётся ощущение, что день прожит не зря.
После ночного перелета, нескольких часов сна в самолете, зоны турбулентности, утренней регистрации в пермском отеле и раненого завтрака артисты начинают свою работу. На фестивальной площадке артисты находятся с 10 утра до 18 вечера. В течение 7 часов с небольшими перерывами они выходят к публике и исполняют свою музыку.
— Если бы мы играли в пустоту или музыка оставалась безответной – было бы очень тяжело, было бы намного энергозатратнее. Реакция людей, их аплодисменты, слова поддержки и одобрения — вдохновляют и поддерживают в тонусе.
Даже в перерыве, когда музыкант сходит со сцены, к нему подходят люди. Они начинают рассказывать что-то питерскому музыканту, интересуются его жизнью и спрашивают про Питер. Сам же артист во время перерыва наблюдает за коллегами, он называет их «большие мастера» и активно слушает их творчество.
— Наблюдать за игрой профессионалов всегда очень познавательно и поучительно. Мы постоянно учимся у музыкантов. Неважно, какие ты делаешь выводы во время прослушивания, ты всегда находишь моменты, которые повлияют и переосмыслят твои действия.

Музыкант-виртуоз играет не совсем на обычном и стандартном музыкальном инструменте — «стеклянная арфа» или по-другому «поющие бокалы».
— Я учился играть на классической гитаре, а мой знакомый играл на стеклянной арфе. Он решил сделать ансамбль, рассказал про инструмент. Позже я увлекся этим, начал заниматься, так и пролетело 14-15 лет.
Когда Александр стал заниматься игрой на стеклянной арфе, он никак не оценивал свою деятельность. Ему просто нравилось, и он получал от этого большое удовольствие.
— Сначала нужно по-настоящему чего-то захотеть и чем-то увлечься, а после уже думать, насколько это хорошая профессия, как она будет кормить. Если изначально так задумываться, то надо себя спросить «насколько ты это любишь?»
Во время выступления музыканта окружали не только взрослые, но и маленькие пермяки, которые хотели научиться играть на бокалах. Пока одни изучали азы игры на стеклянной арфы, других уводили мамы со словами «пойдём, дома так поиграешь». По словам Александра, артисты сейчас абсолютно разные. Артисты и музыканты, которые увлечены своим делом — вызывают уважение и восторг.
— Существуют артисты, у которых есть чему поучиться, у них можно позаимствовать какие-то интересные приёмы. Кто-то восхищает. Кто-то, откровенно говоря, вызывает тоску: ты смотришь и понимаешь, что это непрофессионально.
В наш город питерский музыкант приезжает в пятый раз. Сначала он выступал на фестивале «Белые ночи в Перми», а после приезжал в Пермскую филармонию.
— Мне нравится город, фестивали и события, которые проходят. Люди воспринимают всё живо и тепло. Пермяки с интересом, с уважением и любовью относятся к артистам и музыкантам. Это очень подкупает.